Вход

Насими и движение хуррифидов

Все религиозные вопросы обсуждаются в данной ветке форума.

Модератор: dervish

Правила форума
Уважаемые Дамы и Господа!

Приступая к функциям модератора раздела, прошу принять во внимание следующее:

1. Основным и приоритетным направлением форума является благотворительность.
2. Сопутствующие разделы несут интеллектуально-просветительскую направленность.
3. Раздел Религия предназначен для обмена информацией и обсуждения интересующих вопросов.
4. Представляемая информация на разделе не должна носить пропагандистский характер -- в противном случае -- наказание удалением постов.
5. Раздел не носит определенный религиозный уклон и должен быть толерантным и корректным, как в качестве общения, так и представления информации.
6. В связи с этим прошу не выставлять пространственные копипейсты с бескрайних просторов интернета -- они будут удаляться.
7. Прошу придерживаться слова и духа создаваемых тем и не оффтопить.
8. Прошу уважать религиозные чувства и достоинство всех участников форума, в том числе атеистов, язычников и др., ибо атеист и язычник могут спасти жизнь, которую не спасет верующий.
9. Прошу помнить -- Наша высшая цель на данном форуме -- ПОМОЩЬ, а не самоутверждение в определенных, в том числе и в духовных сферах.
10. Учитывая деликатность темы Религия, прошу Администрацию ознакомиться с данными правилами и санкционировать применение.
dervish
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
Я: Альфа и Омега
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза
Gender:
Азербайджан

#1 Насими и движение хуррифидов

Сообщение dervish »

Как известно И. Насими был ярким представителем Хуруфизма. Был казнен религиозными клерикалами за свои убеждения.
Ни одна из казней не была так трагична и мучительна, как казнь Насими - мученика больших идей. Именно поэтому вот уже на протяжении более пяти веков его славное имя с уважением произносится на всем Ближнем Востоке как символ мужества, геройства, непоколебимой воли, верности своим убеждениям, о нем создают легенды и пишут художественные произведения. На протяжении веков художники слова, желающие рассказать о непреклонности своих убеждений и верности любви, обычно уподобляют себя бессмертному Насими, этому рыцарю идей, восхищаются его выдержкой, волей и трагической смертью.
Из произведений поэта ясно видно, что он больше склонялся к идеям Гусейна Мансура Халладжа, который в IX веке провозгласил “ана ал-хакк” (”Я - истина, я - бог”), за что был повешен по приговору духовенства в городе Багдаде. Воспитанный на наследии Низами, Хагани, Фалеки, Зульфигара Ширвани, Насими еще в молодости увлекся поэзией и первые свои произведения подписывал псевдонимом Хусейни. Выбор этого псевдонима исследователи объясняют склонностью поэта к воззрениям Мансура Халладжа, а также шиитскими воззрениями, наблюдаемыми в его раннем творчестве. Был у него еще один псевдоним - Сеййид, которым он также подписывал свои юношеские стихи.
Хуруфизм был одной из попыток проникновения Ренессанса в исламские страны. Учение это провозглашало человека высшей ценностью на земле, носителем вселенского и божественного начала.
В конце XIV века из ширванского шелка в городах Сирии выделывались прекрасные ткани. Купцы с Запада везли ширванский шелк через Сирию в Европу. Вне всякого сомнения, в этом величественном и многонациональном центре средневековой торговли жили купцы из Ширвана. Возможно, сюда приезжали преследуемые в Баку и Шемахе хуруфиты. В Халебе поэт нашел сторонников и начал широко распространять свои взгляды. Он обосновался в Халебе и в течение многих лет жил там со своей семьей. Но деятельность его в этом городе не осталась незамеченной духовенством и султаном Египта Муайадом. В 1417 году в Халебе Насими был арестован. В одном арабском источнике “Кунуз-уз-захаб” о процессе по делу поэта говорится так: “Вероотступник Али Насими был казнен во времена Йашбека. В то время в “Дар-ульадле” (Дворце правосудия) в присутствии нашего шейха Ибн Хатиба ал-Насири и Наиба (наместника) верховного кадия шейха Иззуддина Шамсуддина Ибн Аминуддовле, верховного кадия Фатхуддина аль-Малики и верховного кадия Шихабуддина аль-Ханбали рассматривалось дело (об Али аль-Насими). Он сбил с пути истины некоторых безумцев, и они в ереси и безбожии подчинялись ему. Этот вопрос был поднят перед кадиями и богословами города неким Ибн аль-Шангаш Алханаданом. Судья ему сказал: “Если ты докажешь то, что говоришь о Насими, я не казню тебя”.
Насими произнес “келме-и-шахадет” - поклялся на Коране и отверг то, что говорили о нем. В это время появился шейх Шихабуддин Ибн Хилал. Заняв почетное место в меджлисе, он заявил, что Насими - безбожник и должен быть казнен, а раскаяние его должно быть отвергнуто. Ибн Хилал спросил: “Почему же вы его не казните?” Аль-Маливи ответил ему: “Напишешь ли ты приговор собственноручно?” Тот ответил: “Да”, и написал приговор, с которым тут же ознакомил присутствующих. Но они с ним не согласились. Аль-Малики сказал ему: “Кадии и богословы не соглашаются с тобой. Как я могу казнить его на основе твоих слов?” Йашбек сказал: “Я его не казню. Султан поручил мне ознакомить его с делом. Подождем, что султан прикажет по этому поводу?” На этом меджлис разошелся. Насими остался в темнице. О деле его было доложено султану Муайаду, от которого пришел приказ содрать с него кожу и в течение семи дней выставить в Халебе на всеобщее обозрение, обрубить ему руки и ноги и отправить Алибеку Ибн Зульгадару, его брату Насируддину и Осману Гарайолуку, которых Насими также сбил с пути. Так и сделали. Этот человек был гяуром и мулхидом (богоотступником). Упаси Боже, говорят, у него есть тонкие стихи”.
Из этих сведений явствует, что поэт был казнен не только за религиозные убеждения, но, возможно, еще из политических соображений. Скорее всего, в доме поэта был сделан обыск и найдены письма от вождей мятежных племен Аггоюнлу и Карагоюнлу. В глазах любого правительства факт тайных сношений с мятежниками был более чем предосудительным. Как мы видим, халебское духовенство далеко не случайно обсуждало вопрос Насими на меджлисе. Возможно, сам этот меджлис собрался по поручению султана Муайада, стоявшего в то время во главе центрального Египетского государства Мамлюков. Не поэтому ли, пока он затребовал дело Насими и знакомился с ним, поэта держали в темнице? Наконец, издав приказ о страшной казни поэта и отправлении его отрезанных конечностей своим политическим противникам, он преследовал цель напомнить им о пользе повиновения и тщетности попыток восставать против него.
Богослов, подписавший приговор о казни поэта, при заметил:
“Этот человек проклят, и если хоть капля его крови куда-нибудь упадет, это место необходимо отрубить и выбросить”.
Совершенно случайно капля крови поэта упала на палец того самого богослова. Народ потребовал от него отрубить свой палец. Испуганный богослов ответил, что слова его - иносказание, и отказался отрезать себе палец.
В этот момент залитый алой кровью поэт-борец произнес:

Если отрубят палец благочестивого -
отвернется от истины.
А с несчастного влюбленного снимают
кожу с ног до головы - не плачет.

Так что мы знаем о нем? кто он, безбожник или человек говоривший правду непонятную другим?


Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
dervish
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
Я: Альфа и Омега
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза
Gender:
Азербайджан

#2 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение dervish »

Məndə sığar iki cahan, mən bu cahanə sığmazam,
Gövhəri laməkan mənəm, kövnü məkanə sığmazam.

Ərşlə fərşu kafü nun məndə bulundu cümlə çün,
Kəs sözunüvü əbsəm ol, şərhu bəyanə sığmazam.

Kövnü məkandır ayətim, zati dürür bidayətim,
Sən bu nişanla bil məni, bil ki, nişanə sığmazam.



Kimsə gümanə zənn ilə olmadı həqq ilə biliş,
Həqqi bilən bilir ki mən, zənnü gümanə sığmazam.

Surətə baxu mə`nini surət içində tanı kim,
Cism ilə can mənəm, vəli cism ilə canə sığmazam.

Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.

Gənci-nihan mənəm mən uş, eyni-əyan mənəm, mən uş,
Gövhəri-kan mənəm mən uş, bəhrəvu kanə sığmazam.

Gərçi mühiti-əzəməm, adım adəmdir, adəməm,
Dar ilə künfəkan mənəm, mən bu məkanə sığmazam.

Can ilə həm cahan mənəm, dəhrilə həm zaman mənəm,
Gör bu lətifeyi ki mən, dəhru zəmanə sığmazam.

Əncum ilə fələk mənəm, vəhy ilə həm mələk mənəm,
Çək dilinivu əbsəm ol mən bu lisanə sığmazam.

Zərrə mənəm, günəş mənəm, çar ilə pəncu şeş mənəm,
Surəti gör bəyan ilə, çünki bəyanə sığmazam.

Zat iləyəm sifat ilə, qədr iləyəm bərat ilə,
Gülşəkərəm nəbat ilə, bəstə dəhanə sığmazam.

Nar mənəm, şəcər mənəm, ərşə çıxan həcər mənəm,
Gör bu odun zəbanəsin, mən bu zəbanə sığmazam.

Şəms mənəm, qəmər mənəm, şəhd mənəm, şəkər mənəm,
Ruhi-rəvan bağışlaram, ruhi-rəvanə sığmazam.

Gərçi bu gün Nəsimiyəm, haşimiyəm, qureyşiyəm,
Bundan uludur ayətim, ayətü şanə sığmazam.

Одни из знаменитых, что вы думаете? что этим хотел Насими?


Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
dervish
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
Я: Альфа и Омега
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза
Gender:
Азербайджан

#3 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение dervish »

Həqq (Allah) mənəm, Həqq məndədir, Ənəlhəqq söylərəm.

Эти слова могут быть приняты как еретичесские? илиэто более глубокое видиние человека возвышевшегося над предрассудками и предубеждениями?


Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
Аватара пользователя
RafaeL
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 03 июн 2010, 20:51
Я: это Я

#4 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение RafaeL »

po moemu eto KUFR , chelovek upodoblaet seba Allahu , shto mojet bit xuje ! ?

Dervish mojno sprosit ? Vi musulmanin ?


dervish
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
Я: Альфа и Омега
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза
Gender:
Азербайджан

#5 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение dervish »

да, я мусульманин...
а вы опять пишите латиницей


Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
Orxan
Сообщения: 1621
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 19:11
Я: это сок :)

#6 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение Orxan »

Несомненно Несими был мусулманином и в его словах есть глубокий смисл.


Желай людям того же, чего ты желаешь самому себе.
Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха)
Аватара пользователя
RafaeL
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 03 июн 2010, 20:51
Я: это Я

#7 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение RafaeL »

Dervish писал(а):да, я мусульманин...
а вы опять пишите латиницей
Esli vi musulmanin , to kak vi mojete nazivat 4eloveka kotoriy pishet o tom , shto on
Dervish писал(а):Həqq (Allah) mənəm, Həqq məndədir, Ənəlhəqq söylərəm.
, on musulmanin ?

i eshe ya ne ponal vas , kak eto opat pishite latinicey, ya voobsheto v perviy raz zashol , vi shto mena znaete ?


dervish
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
Я: Альфа и Омега
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза
Gender:
Азербайджан

#8 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение dervish »

но ведь многие ортодоксальные мусульмани видят в нем еретика. Хотя ученные богословы сходятся во мнении что вся проблема была именна с дословно -буквалистским толкованием его творчества


Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
dervish
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
Я: Альфа и Омега
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 3 раза
Gender:
Азербайджан

#9 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение dervish »

RafaeL писал(а):
Esli vi musulmanin , to kak vi mojete nazivat 4eloveka kotoriy pishet o tom , shto on
разве мусульманин облабадает правом выносить суждение что ктото не является мусульманином?

Пишите кириллицей


Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
Orxan
Сообщения: 1621
Зарегистрирован: 14 мар 2010, 19:11
Я: это сок :)

#10 Re: Насими и движение хуррифидов

Сообщение Orxan »

RafaeL писал(а):
Dervish писал(а):да, я мусульманин...
а вы опять пишите латиницей
Esli vi musulmanin , to kak vi mojete nazivat 4eloveka kotoriy pishet o tom , shto on
Dervish писал(а):Həqq (Allah) mənəm, Həqq məndədir, Ənəlhəqq söylərəm.
, on musulmanin ?

i eshe ya ne ponal vas , kak eto opat pishite latinicey, ya voobsheto v perviy raz zashol , vi shto mena znaete ?
Рафаел радной есть специальные лекции и книги религиозные посвешенные этим словам. Тоесть Несим не был без божником как и Сеыид Азим Ширвани когда говорил :

Movti cismani ile sanma menim olmeyimi,
Seyyida olmerem heggi alemde sesim var menim.

Они тоже мусулмане как и мы и верили в Аллаха. Чтобы понять смысл этих слов нужно по глубже изучить. Если тебе интрересно это я могу написать название книг.

П.С. Я очень прошу пишите на кирилице. можите васпользоватся http://www.translit.ru Заранее благодарю:)


Желай людям того же, чего ты желаешь самому себе.
Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха)
Ответить

Вернуться в «Религия»