Мы интуитивно понимаем: сказка малышу нужна как воздух. В качестве развлечения, для полета фантазии и развития речи. Психологи добавляют: сказка – это еще и программа действий, модель для выстраивания жизни, способы реагирования на разные жизненные ситуации. Кстати, порой ребенок может «считать» из сказки не слишком желательную для мамы и для своего будущего информацию, «присвоив» себе плохие черты героев. И вот уже наша взрослеющая дочь выбирает в мужья «чудовище» и всю жизнь мучительно пытается сделать из него «принца»… Как сделать так, чтобы дети выносили из сказок правильные уроки?
Стоять, бояться!
Человеку нужны годы, чтобы «вживую» увидеть весь спектр людских эмоций и поступков, а сказка помогает все это познавать уже в первые годы жизни. Так ребенок начинает кое-что понимать в человеческих отношениях, знать, что есть добро и зло, благородство и подлость… Узнавая, как действуют герои сказок, малыш получает программу для себя: как реагировать, когда обидели, когда кто-то просит о помощи или тебе нужна помощь, когда сталкиваешься с препятствиями... Вот почему читать сказки очень нужно и очень важно! Причем начинать можно еще тогда, когда дитя в утробе. А с двухнедельного возраста берем ребенка на руки и читаем сказки. Тогда и речь развивается лучше, и уроки мудрости и нравственности потихоньку входят в формирующееся сознание.
Почему дети просят почитать одну и ту же сказку иногда 20, 50 раз?
Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема! Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз убедиться, что все на своем месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунт: не так было! Уважьте его, и сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: все в жизни идет своим чередом
Еще дети обожают страшные сказки, фильмы и книги-ужастики. Нормально ли это? Совершенно нормально. У любого человека физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, - словом, испытывать разные эмоции. Страшные сказки для ребенка - это опыт детской самотерапии. Много раз проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения. Страшные истории дают малышу возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним и даже отнестись к сюжету с юмором. Поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Вернее, так: если ребенку они нравятся, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает - настаивать не стоит. Но, выбирая страшную сказку, стоит остановиться на той, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец. И еще: где средства борьбы со злом социально одобряемые - герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.
Хорошо ли быть Золушкой?
- В разные периоды ребенку интересны разные сказки, более того, ребенок может мысленно присоединиться к разным героям: хорошо, если к сильным и волевым, а если к отрицательным? Может случиться так, что человек близко к сердцу воспринял «программу действий» какого-то героя, приняв как собственный сценарий. А если вспомнить, какие сказки нравились нам в детстве. «Золушка»? Не исключено, что мы всю жизнь реализуем программу этой бедняжки, что годами кротко и безропотно на кого-то работает и ищет своего принца. К счастью, она его находит. Но нередко девочки, которые в детстве любили эту сказку, - тот тип женщин, что пашет на нескольких работах сразу и дома не покладая рук. Да, трудолюбие - великая добродетель, но ребенок может считать и такую информацию: если буду трудиться много и смиренно, меня обязательно заметит какой-нибудь принц. А тут еще мама реплику подала: «Доченька, когда-нибудь ты тоже обязательно встретишь принца». И вот наша девочка ждет такого принца, а его все нет, ведь принцы - персоны штучные, на всех не хватает. И тогда она остается одинокой или меняет мужей. А не дай бог, встретит мужчину, который в детстве очень любил сказку про Ивана, что лежал на печи, - славная парочка получится
Что же делать, чтобы ребенок услышал в сказке ту информацию, которая нужна? Которая сформирует сильный, волевой характер, добросердечие и прочие лучшие человеческие качества?
Сказки нужно с ребенком обсуждать!
Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать меткие реплики. Например, можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чем сказка? Герой хочет нас научить чему-то важному, а мы должны угадать, чему. Например, «Курочка-Ряба» - ну как минимум что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало. Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы? Андерсеновские грустные сказки научат сочувствию, помощи, разовьют эмоции - они так нужны человеку! Вот о чем можно говорить с ребенком долго и плодотворно.
Весьма полезной может оказаться программа, предложенная героем сказки «Мальчик-с-пальчик»: он находит выход даже из безвыходной ситуации! Обсудить все это с ребенком - и история станет поучительной, а не просто развлекательной.
В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель - лежит на печи и думает! Значит, в почете не только ручной труд, но и умственный.
В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный смысл - нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, - помогать людям нужно просто так.
Важная информация содержится в «мужских» сказках, где герой - Иван-царевич (или Иван-дурак): здесь представлен жизненный цикл мужчины. Первый этап большинства таких сказок - рождение героя, жизнь в отчем доме. Именно здесь и в это время идет формирование базового доверия к миру: если главному герою комфортно живется в отчем доме, мы передаем информацию - все вокруг стабильно. В жизни тоже так: до 3 лет надо быть с ребенком всегда, и тогда мир станет для него дружелюбным. А если мама слишком часто оставляет ребенка, выстраивать отношения с людьми в будущем ему будет не так просто.
Затем Иваны-царевичи и Иваны-дураки начинают путь далекий: герой покидает отчий дом, он должен отделиться и жить отдельно. И эта информация как для ребенка, так и для мамы: не надо удерживать взрослеющего ребенка! Он обязан пройти свой путь, реализовать свою миссию, применить тот опыт, что получил от родителей. И когда подросток заявит о своем праве на самостоятельность, это значит, что все в его жизни идет правильно
Следующий этап - выбор пути. Помните, камень на развилке дорог, когда нужно делать осознанный выбор. Сказка дает ребенку информацию: у тебя тоже настанет момент выбора, на ком жениться, кем стать, и этот выбор придется делать самому. В сказках герой всегда выбирает трудный путь, и, значит, в жизни нужно ставить непростые цели.
Наконец, герой добивается того, что искал - находит перо Жар-птицы, побеждает Кощея… Но победа - еще не завершение трудностей, рано почивать на лаврах, есть еще обратный путь. К тому же подлый злодей отобрал его невесту… Только герой уже - умудренный опытом, возмужавший и мудрый - обязательно победит. Вся эта информация чрезвычайно полезна для будущей жизни мальчика. Да и девочки тоже.
Любопытная программа содержится в сказке «Дюймовочка». Бедняжку так и норовят выдать замуж, но она ищет своего принца и находит. Информация: перебирать, искать подходящего человека, того, кто нас устраивает, и не оставаться ни с кем ни из жалости, ни из уважения к авторитету!
Правда, все авторские сказки по своему внутреннему содержанию отличаются от народных: в авторских сказках зачастую заложены кроме мудрости все комплексы самого писателя…
Например, можно весьма скептически отнестись к такой юмористической интерпретации «Красной Шапочки», но в самом деле в ней так много странного: какая-то безответственная мать отправляет свою маленькую дочь через темный лес, где бродят волки, даже не снабдив ее инструкциями, как себя вести в опасности! Да и почему больная бабушка живет отдельно?
Конечно, необязательно ребенок «считает» и примет на себя подобного рода сценарии, но порой такая вероятность есть. Так что разговор с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо, - нужен всегда. И сказка - отличный для этого повод
Зачем сказки детям?
- Alexandra
- Сообщения: 742
- Зарегистрирован: 19 фев 2010, 21:28
- Я: кто-то
- Благодарил (а): 2 раза
- Gender:
#2
И не только сказки. При просмотре мультиков нужно контролиловать, что ваш ребенок смотрит и обсуждать, внимательно выслушивать маленького человечка. Может и играть с ним в эти сказки, примеривая по очереди на себя те или иные личины героев, комментирую, объясняя, помогая разобраться где хорошо, а где плохо, что есть добро, а что зло. Это сильно помогает в развитии ребенка.
Меняем реки, страны, города...
Иные двери... Новые года...
А никуда нам от себя не деться,
А если деться - только в никуда.
Омар Хайям
Иные двери... Новые года...
А никуда нам от себя не деться,
А если деться - только в никуда.
Омар Хайям
#3
Сказки играют важную роль в развитии главных качеств характера у детей. Не зря все сказки кончаются хорошо и пропагандируют доброту.
[highlight=#80ff40]"Помни всегда: чтобы ты не делал за спиной у людей,ты делаешь это на глазах у АЛЛАХa"[/highlight]
- Мишуля
- Сообщения: 13450
- Зарегистрирован: 13 май 2010, 10:02
- Я: Бегущая по волнам
- Поблагодарили: 9 раз
#4
Вот что я недавно вычитала про сказки
Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия – это одно из эффективных направлений практической психологии, которое использует те же самые сказки (в известном нам понимании) только ориентированные на конкретную проблему.
Такие сказки-истории помогают родителям разговаривать о возникших у малыша психологических проблемах на языке ребенка, лучше понимать друг друга, детям же помогают находить выход из сложных ситуаций, решать эмоциональные и поведенческие затруднения.
Известно, например, что с помощью сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.
Никто не любит, когда ему напрямую диктуют "правила игры", говорят - делай так, не делай эдак. С помощью сказки можно подтолкнуть ребенка, да и взрослого человека, измениться. Ничего не навязывая, не диктуя, просто рассказывая сказку, предлагать различные пути решения проблемы. Ведь не даром говориться "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Не следует думать, что Ваш ребенок вырос из сказок. Уверяю Вас, это не так, у сказки нет возраста. Ведь не даром существует даже "сказкотерапия для взрослых". Она немного другая, но она есть!
Как мы говорили, терапевтические сказки ориентированы на определенную проблему, возникшие у ребенка психологические трудности. Так, например, известно, что в силу разных причин в начале школьного обучения у некоторых детей могут возникать сложности в отношениях со сверстниками (боязнь общения, неумение устанавливать контакт, застенчивость и т.д.).
Для начала несколько рекомендаций (по материалам книги "Лабиринт души. Терапевтичес кие сказки" под ред. О.В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, 2005).
1. Читайте сказки ребенку вслух.
Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения.
2. Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает.
Если обычно беспокойный ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема "болезненная" настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
3. В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки.
Может быть , он что-то добавит, что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
4. Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку.
Здесь уже ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако необходимо соблюдать два основных правила.
Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения "правильно", "неправильно", "верно", "неверно", а говорите только "мне кажется", "на его месте я бы..." и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужн о по возможности отдавать "бразды правления" в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, - заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
5. Не стоит "затягивать" обсуждение сказки.
Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога - удовлетворение желаний обеих сторон, то есть как ваших, так и ребенка
Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия – это одно из эффективных направлений практической психологии, которое использует те же самые сказки (в известном нам понимании) только ориентированные на конкретную проблему.
Такие сказки-истории помогают родителям разговаривать о возникших у малыша психологических проблемах на языке ребенка, лучше понимать друг друга, детям же помогают находить выход из сложных ситуаций, решать эмоциональные и поведенческие затруднения.
Известно, например, что с помощью сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.
Никто не любит, когда ему напрямую диктуют "правила игры", говорят - делай так, не делай эдак. С помощью сказки можно подтолкнуть ребенка, да и взрослого человека, измениться. Ничего не навязывая, не диктуя, просто рассказывая сказку, предлагать различные пути решения проблемы. Ведь не даром говориться "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Не следует думать, что Ваш ребенок вырос из сказок. Уверяю Вас, это не так, у сказки нет возраста. Ведь не даром существует даже "сказкотерапия для взрослых". Она немного другая, но она есть!
Как мы говорили, терапевтические сказки ориентированы на определенную проблему, возникшие у ребенка психологические трудности. Так, например, известно, что в силу разных причин в начале школьного обучения у некоторых детей могут возникать сложности в отношениях со сверстниками (боязнь общения, неумение устанавливать контакт, застенчивость и т.д.).
Для начала несколько рекомендаций (по материалам книги "Лабиринт души. Терапевтичес кие сказки" под ред. О.В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, 2005).
1. Читайте сказки ребенку вслух.
Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения.
2. Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает.
Если обычно беспокойный ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема "болезненная" настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
3. В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки.
Может быть , он что-то добавит, что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
4. Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку.
Здесь уже ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако необходимо соблюдать два основных правила.
Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения "правильно", "неправильно", "верно", "неверно", а говорите только "мне кажется", "на его месте я бы..." и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужн о по возможности отдавать "бразды правления" в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, - заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
5. Не стоит "затягивать" обсуждение сказки.
Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога - удовлетворение желаний обеих сторон, то есть как ваших, так и ребенка
«Берегите в себе человека!»А.П.Чехов.